Кросс Наций, 2008г. 21 сентября, НБК 5.4км, 17:10-17:15.

 

На пути к Арарату.

После Раевича меня неожиданно сильно начало плющить. Сразу после половинки было ещё нормально ,на следующий день было тяжело бежать, а вот в понедельник уже было тяжело сидеть за компом на работе и улыбаться. Во вторник вроде бы  наступило облегчение, но… Под стать самочувствию были и тренировки: в воскресенье я честно отпахал восстановительный кросс 16км, но в понедельник, среду и пятницу я не бегал совсем. В четверг я сделал тренировку в манеже, в основном тестовые бега: тест Конкони для определения ПАНО, пробежки по 20 для МАМ, километровый отрезок для косвенного определения МПК. В целом тренировка довольно интенсивная, но не убойная. В пятницу я променял опять бег на работу, а в субботу выбора не было – нужно было обязательно побегать (иначе я же себя знаю) в воскресенье был бы «конкретный тощак». J

И тут меня ждал неприятный сюрприз. Сравните два показателя: круг  за 23:54 на ЧСС 165 и круг за 22:41 на ЧСС 156. Невооруженным  взглядом видно – какая пара хуже J Так вот, второй случай – это день перед Раевича, первый – суббота перед Кроссом Наций. Если ещё добавить то, что на черепашьей скорости стало закладывать уши, а вечером в положении лежа пульс плавно менялся между 70 и 60, то моё настроение станет понятно любому человеку, даже не знакомому с бегом J

Сказать короче: я думал, что может быть бежать не стОит.

Тем не менее, конечно пробежать Кросс хотелось, не меньше хотелось повидать друзей, а так как НГУ выделил автобус для студентов и членов спортклуба,  то я встал утречком, тяпнул кофею и пошел к универу на автобус.

Там собралась наша немногочисленная компания, в которой были как заслуженные ветераны, так и «свежая кровь». Немного подождав и обзвонив потенциальных опоздунцев, мы на нашем крутом автобусе рванули к НБК.

Дискомфорт в горле и высокий пульс подтверждали вчерашние опасения, поэтому я был совершенно спокоен. Я понимал, что мне особо беспокоиться не о чем и единственная моя цель заключалась в том, чтобы не сойти после первого же «выключателя» (а по вчерашнему состоянию это было бы вполне реально).

Правда одно беспокойство всё-таки было: мы приехали очень рано и требовалось как-то скоротать несколько часов в ожидании старта. Но тут мы поступили вполне грамотно, забурившись в автобус и проведя практически все время там. Пошли на разминку примерно за 70 минут до старта. Обсуждая возможные варианты мы разминались в основном с Диманом Сидько медленным бегом, повстречали довольно много народа, поглядели на демонстрацию силы в исполнении Олега Радченко, пробежали ещё кружок и стали растягиваться. В принципе кросс бежался совсем нормально и по крайней мере это убедило меня в том, что моя цель минимум вполне достижима J А спецы так вообще пошли на ура, так что я даже почувствовал себя даже немного уверенным. Также в голове стало крутиться, что вроде бы супер крутых людей было только двое: Юра и Соболев, так что как это ни печально, но был вполне реальный шанс на третье место и было здорово обидно отдавать забег без борьбы из-за непонятного недомогания.

На стааааааарт... Внимааааааааание… Арш!

Но время шло и вот момент, который был таким далеким весь сезон, вдруг оказался на расстоянии трех минут.

Мужчины выстроились на стартовой линии и вот, когда я осознавал, что мой пульсометр показывает пульс, несмотря на то, что датчик я снял, внезапно прозвучала команда «на старт» и тут же хлопнул выстрел, так что в первую же секунду передо мной образовался просвет метра два до спины впереди бегущего J

Таким образом я оказался в толпе и на ум даже пришел старт трехлетней давности, когда народа было столько, что было реально упасть от толчков со всех сторон, но тут всё было цивильно и единственное что меня стало волновать – это найти спины лидеров в толпе впереди, в которой уже было около 50 человек. Ну, Диму я нашел сразу, а вот ни Юры, ни Алексея я в первых рядах не видел. Это меня, конечно, успокоило и я продолжал потихоньку бежать, постепенно прибирая тех, кто начинал вставать с первых же метров этой самой сложной горки круга. С удивлением (и, признаюсь, некоторым удовлетворением) я увидел впереди (и слопал) спины Жени Устенко и Сереги Александрова, стал пробираться к бровке, видя, как понемногу приближается Дима, и вдруг какой-то парень тоже вынырнул из толпы поближе к краю дороги и встал прямо передо мной. Как я был горд, увидев, что это Юрец, а недалеко был Соболев!  Я помню, что примерно в это время, как Борисыч крикнул «Дима, молодец, третьим идешь!» и я чуть не заржал прям там, всё-таки в результате общения с лыжным клубом НГУ, такие толстоватые шутки стали оказывать непреодолимое воздействие на мой мозг.

После горки никто темп особенно не раскручивал и не стал бросаться за Диманом (видимо, Юрец слишком хорошо изучил тактику забегов Димы, а Соболев ориентировался на Юру), Юра тактически занял место рядом с основным соперником (Соболев), я за Юрой и потихоньку добавили, чтобы легонечко подожрать Диму на равнине. В это время стал зажигать какой-то парниша (ну по виду примерно моих лет, но наверное чуть помоложе, ведь всем известно, что я выгляжу очень свежо для своих лет J), я его видел в манеже и примерно представлял, что он должен был быть послабее меня, поэтому особо не беспокоился на его счет, а даже удивился, что когда мы догнали Диму он, имея на хвосте уже упоминавшихся монстров, бесстрашно вышел вперед и стал тянуть наш паровозик. Народа вокруг нас оставалось уже всё меньше и лица были сплошь легендарные. Правда, двоих я не знал – один выглядел матерым спортсменом (назовем его «Матерый») и я подумал, что наверняка он контролирует двух наших лидеров, чтобы попробовать разобраться с ними на последней горке, а другой наоборот – имел какую-то наивность во взгляде, которая дополнялась широко раскрытым ртом (назовем его «Молодой»), при этом он явно лез вперед и я подумал, что этот парень долго не протянет.

И вот, таким дружным составом мы подбежали к футбольному полю, а там уже стояла куча народа и все начали нас подбадривать. Я же, конечно, слушая с благодарностью болельщиков, решал сложную тактическую задачу. В том, что бороться с этими кабанами мне не под силу для меня секретом не было, однако, хотелось как минимум продержаться с ними подольше, а там уж как карта ляжет, как говорится, поэтому нужно было что-то придумать, чтобы не отвалиться от них в предстоящие горочки. И более того, как-то сэкономить силы, ведь очевидно, что если даже такие люди как Юра бегут в своем небыстром темпе в горку, то для меня их темп – просто убийство.

Решение было простым и заключалось в том, что я нормально бегу с горы, а так как до финиша ещё далеко, то вполне вероятно, что недалеко меня отпустят. Поэтому я вышел вперед и побежал с горки на максимальной скорости, при которой только что не приходилось долбить по полной. Что там было сзади я, конечно, не знаю, но по ощущениям, необходимый задел в несколько метров я создал.

Но что меня удивило, так это то, что когда меня догнали в горку, никто не стал обгонять, таким образом, я выиграл этот самый незначительный горный финиш на круге J Правда быстрый спуск и напряженный подъем всё-таки сказались, и очередной спуск также интенсивно мне стало сбегать очково, так что я если и оторвался, то буквально на метр-два, а скорее даже на ноль.  Но к этому я был уже готов и когда меня стали обходить, я пристроился за Юрой и вцепился в него что было сил. Собственно говоря, «вцепка помогла» J и первый круг я закончил в форватере самых-самых. В числе которых всё ещё оставался и «Молодой»! Старательно сделав отсечки в финишном створе и на стартовой линии я приготовился к реальному подвигу – забеганию в «выключатель» второго круга в группе лидеров. «Молодой» и Соболев побежали по асфальту, а Юрец – по земле. Так как по земле было немного короче, то я побежал за Юрой и протерпел практически до выхода на асфальт, но всё-таки неизбежное случилось – бедра забились и сил выталкиваться уже не было. В результате я резко отвалился от ребят и тут конечно въедливый читатель может предъявить мне обвинения в преждевременном  умирании, уж слишком резко я сбавил темп, когда стало ясно, что тройка коней неотвратимо уносится вдаль.  Но на этом подъеме кони не только «унеслись», но и «принеслись» - меня догнал «Матерый» и Половников. «Матерый» прибежал первым и я его даже пропустил вперед, так мне было тяжко, но когда я увидел ещё и Антона, что-то во мне содрогнулось, и я стал готовиться к тому, чтобы захерачить вполную на отходе. Собственно, этот вариант я и реализовал, только наверное правда не столь агрессивно. После отхода я стал подрабатывать ЗПБ, прибавил частоты и с удовлетворением заметил, что ребятки встали J Но не стоит думать, что я считал себя в тот момент королем положения. Совсем нет! Ноги всё-таки еле поднимались, дельта скоростей была совсем не велика и каждый метр я старался увеличить скорость, чтобы только нарастить преимущество, ведь нас ждало ещё два подъема, которые, конечно, не сравнимы с «выключателем», но зато идут подряд.

Такое лидирование дало мне возможность собрать полный спектр подбадриваний в районе футбольного поля от Романа, Виталика, наших (и не наших тоже!) девчонок и, кажется, от кого-то ещё. Я, кажись, даже улыбнулся в камеры, целившиеся в мое сосредоточенное лицо, но вспышка радости была краткой, так как предстоял решающий бой с дистанцией.

Я пошел на спуск, причем попытался сбежать как можно быстрее, и полез в самый халявный подъем круга. Но в эту «халявку» я лез-лез, лез-лез, лез-лез, так что даже женщина, отмечавшая на вершине пробежавшие номера, стала кричать мне: «ну не умирай, не умирай, потерпи чуть-чуть, не умирай!». Как это ни странно, не умер. Уходя на очередной круг глянул в бок и понял, что в пределах досягаемости никого нет, значит, за равнину я убежал всё-таки неплохо.

Последняя горка стала «часом Димы», но не того, который так лихо бежал вначале гонки, а того, который уже успел отрастить себе животик J Откуда-то из кустов доносился его голос, пробиваясь через заросли на обочине и молочную кислоту в голове, причем, что удивительно, в этот раз подсказки помогли. Я понял, что не надо пытаться делать хотя бы один из компонентов, про который говорит Дима, хорошо. Не получится – сил все равно нет. Надо прибавить по чуть-чуть в «каждом из» и суммарный результат будет неплохим. Так и поступил, потерпел равнинку, услышал, как Трубников кричит Антону «до конца», спокойно сбежал к стадиону и, на всякий пожарный, оглянувшись, элегантным ускорением  завершил дистанцию.

Стоит отметить, что конечно начиная с верхушки последней горки можно было бежать сильнее, но блин, кому ж охота умирать просто так.

Радость

К тому же всё равно радости моей не было предела. Вместо варианта «сойти после первого подъема» каким-то немыслимым образом был реализован вариант «4 место с личным рекордом на дистанции».  К тому же стоит признаться, что бежалось хорошо, уверенно, было место успешным тактическим задумкам, и борьбе, никакой из компонентов меня не подводил кроме ППБ при беге в гору, но и эти мышцы работали вполне прилично для моего уровня J А ещё сам Борисыч крикнул мне на финишном спуске что-то вроде «Хорошо, Илюха, молодец!» и я еле удержался чтобы не подбежать к нему и не поблагодарить за такие теплые слова J

После финиша нас тут же взяли в оборот, наградили медальками, кубками, грамотами, а первых трех – ещё и какими-то ценными призами. Первым на финише был Соболев Алексей, за ним, уступив своё традиционное 1 место, прибежал Юрий Бишаев, третьим был «Молодой», четвертым понятно кто – какой-то пацан, пятым – Антон Половников, шестым – «Матерый». Я хотел поговорить с соперниками, но если с Тохой это удалось, то попытке заговорить  с «Матерым» помешала моя раздражительность. На вопрос «Ты где тренируешься?» последовал ответ «да я лыжник», на что последовательно в моей голове возникли следующие варианты: «Какая разница», «Ну и х***и?» «А я – программист!». Остановившись на третьем я отстал J

Теперь немного статистики: первый круг 8:13, «перешеек» между финишной и стартовой линией: 22 сек, второй круг точно не могу сказать – всё-таки кнопка на поларе – кака. Но примерно 8:35-8:40.

Таким образом, я сбросил с прошлогоднего результата около 20 сек, при этом прогресс достигнут в основном за счет второго круга.  Несмотря на то, что ППБ вырубилась немного позже, чем в прошлом году, вероятно основной выигрыш был на равнине после второго «выключателя». Самочувствие, а особенно его резкая смена, меня удивило и порадовало.

Тем не менее, до тройки лидеров мне объективно было далеко: отвалился я во вторую половину «выключателя», а ведь  это ещё была «крейсерская скорость». Несмотря на то, что на равнине после этого я проиграл не очень много, но ещё перед последним подъемом они бежали вместе, а разборки начались как раз в последнюю горку и отход, так что для того, чтобы начать считать шансы, надо быть в состоянии пробежать ещё 2.5 горки, а ещё лучше – заиметь такую крейсерскую скорость самому. И даже после этого всё ещё мутно J

К сожалению, мой успех, может быть, единственный для нашей компании, т.к. Юрино ожидаемое место всё-таки первое… Хотя мне кажется он все равно рад, да и соперник был неплохой. А вот Виталя и Дима сбегали слабо. Дима после равнины на первом круге подержался за нами вроде бы обе горки, а вот потом сильно сбавил, в результате первый круг плюс часть равнины (секунд 15) получились за 8:51 и в сумме около 17:50. Виталя же испытал проблемы термического характера: замерзли плечи и это предопределило его раннее сдыхание.

Не знаю, что ещё сказать. Хочу только поблагодарить тех, кто болел за меня по дистанции, а также тех, кто поддержал меня после неприятного результата на полумарафоне Раевича J

И ещё, хотелось бы поблагодарить небесную канцелярию: погода была идеальная и замечательная. Лучшей нельзя было и пожелать.

Спасибо за внимание,

не теряйте оптимизм и веру в себя ни в каких ситуациях,

занимайтесь спортом и особенно бегом

и всем привет!

Дополнение.

Итак, стали доступны: видеоролик первых двух минут финиша (http://vkontakte.ru/video1214526_74432983)

И некоторые фотографии: http://beg.nvb.ru/fg/index.php?id_parent=53#photo

Официальный протокол первых 6 мест (взят с фотоснимка):

Соболев Алексей 16:40.7

Бишаев Юрий 16:46.8

Иванов Николай 16:53.3 («Молодой»)

Рульков Илья 17:17.8

Половников Антон 13:31.9

Солонин Евгений 17:49.9 («Матерый»)

Но судя по ролику, проигрыш Соболеву составил 33 секунды, а не 37 (смотрел по машине скорой помощи) (к тому же ну как так – я финишировал, нажал кнопку отсечки на поларе, постоял, пошел к судьям, на ходу уже через несколько метров глянул на полар, увидел, что отсечку не сделал, а время было 8:42, то есть в сумме даже на этот момент было 17:17, так что всяко протокол гонит)! Так что буду считать свой результат равным 17:13 J Кто не согласен (вдруг!) – могут писать письма в IAAF. Итого, прогресс за 4 года: сход после второго выключателяà18:40à17:34à17:13.

Также можно посчитать примерные следующие результаты:

Дима Сидько: +43 сек = 17:56

Сухина Руслан: +65 сек = 18:18

Виталя Тюменцев: +68 сек = 18:21

Сухоненко Дмитрий (частый гость соревнований на Тульского): +77 = 18:30

Вакин Игорь (ветеран):+96 = 18:49

После Кросса восстановление хорошее. Болят (ощутимо) ЗПБ – бицепсы бедер, немного икры. На следующий день кросс 8.7 км по городку, нередкие остановки на светофорах, но при этом время и 39:34 ЧСС ср=154 (ЧСС макс=175 – это во время протяжки вверх по Морскому). Но и в день старта, и после него – болит горло, не мешает, но заметно.

Юра говорит, что рванули они на самом деле только после последней горки, а до этого вообще гребли. Так что разница в одно место в данном случае не показывает разницу между реальными силами первой тройки и преследователями.