Как я стал марафонцем…

 

Практически каждый слышал легенду о возникновении марафонского бега, о том, чего стоила эта трудная и жестокая дистанция человеку, ставшему её прародителем. Марафон является, без сомнения, самой популярной любительской беговой дисциплиной и каждый, кто занимается бегом на длинные дистанции, вынашивает в уме идею преодолеть его.

Не являюсь исключением и я, но так как я человек достаточно амбициозный, то и бежать его хотелось не просто «до конца», а с каким-нибудь минимальным, но приличным, результатом. Это желание «работать по дистанции» останавливало меня долгое время и даже в этом году я рассчитывал, что побегу марафон не раньше, чем в следующем сезоне, но судьба, к счастью, распорядилась иначе.

Инициатором этого акта стал, естественно, товарищ тренер – Еременко Дмитрий J, который, видимо, натаскивает меня на весь спектр дистанций на выносливость сразу – от 800м до 42км. Причем, как и следовало ожидать от него, всё было достаточно сумбурно. Первоначально планировалось, что мы поедем неплохой толпой и побежим экиден, поживем в палатках, потусим на дне города Омска и довольные, отдохнувшие, поедем на сборы. Затем, за пару дней до марафона, выяснилось, что мы бежим марафон «по 4 минуты» на км, а по дороге в Омск стало известно J, что бежим уже по «три писят, заканчивая, если не останется сил, по четыре». Стоит отметить, что за три дня до марафона мы сделали долбежную тренировку: отрезки с горы на максимальной скорости, в результате чего у нашей дружины (а её главными представителями были я и Роман Рыбаченко) неплохо болели задние поверхности бедер, поэтому мысль тренера о том, чтобы бежать на результат с бухты-барахты мне казалась, по меньшей мере, странной, однако Диман двинул фразу о том, что «если бы не болело, надо было бы бежать по 3:40 на км», поэтому я решил, что буду действовать по самочувствию, а результат подождет до половинки (пробег Раевича) в сентябре J, тем более, что я не верил в то, что можно круто разложиться и выложиться в первом же марафоне.

К счастью, уже на вокзале выяснилось, что у нас на четверых всего одна трехместная палатка, одно одеяло, ни одного спальника и один коврик, а, кроме того, только у меня есть нормальный финансовый запас, поэтому я поехал в профилакторий, в котором поселился Роман, приехавший в Омск на день раньше всей остальной бригады.

Нужно сказать, что Ромка единственный, кто из нас подошел к марафону профессионально: он думал о марафоне ещё с весны, на тренировках постоянно оценивал свои ощущения с позиции «а смогу ли я так пробежать на марафоне» и спланировал отъезд и подготовку независимо ни от кого, что было, конечно, очень правильно. Остальная наша команда состояла из: Димана, который ехал понадзирать за  воспитанниками, Жени Устенко, специалиста на 400 и 800м, Сани, который имел в своем активе одну тренировку на 20 км и при этом рассчитывал пробежать марафон по пять минут на км без особых проблем, ну и вашего покорного слуги, который особо не стремился капнуть на этой дистанции, т.к. уже был наслышан о том, что после напряженного марафона можно потерять интерес к бегу на пару-тройку месяцев.

Итак, в 11 вечера я заселился в номер, Роман передал мне пакет участника, я потратил полчаса на прикрепление электронного чипа и номера и завалился спать.

Встать мы договорились в 6:30, что не составило для меня труда, т.к. в рабочие будни я встаю без 15 шесть, быстро умылся, оделся и пошел к Ромке. Он удивленно взглянул на меня и спросил: «Ты уже поел?!», увидев мое замешательство (во блин, а поесть-то я и забыл!!!) предложил поесть каши, но мне было стыдно и я отказался, сказав, что у меня есть что похавать (в общем-то, соврал, хотя слопал фруктовый батончик)

Размялись, встретил Женю из НГУ, который матерился, что ему не выдали чип и поэтому не побежал марафон (спрашивается, если ты рассчитывал бежать по 5 минут на км вначале, а потом переходить на пешок – зачем тебе чип?!), подошли на старт, встали в первых рядах и ждали, т.к. ещё оставалось минут 10 до старта. Наконец, был дан выстрел, зазвонили колокола «возрожденного 87 лет спустя Свято-Успенского кафедрального собора» и мы рванули J

Прикол марафона в том, что поначалу бежишь в удовольствие. Мышцы отдохнувшие, гликогена в них под завязку, скорость достаточно высока, чтобы получать удовольствие от энергичного бега, но достаточно низка, чтобы не закислиться и не начать хрипеть на первых же километрах. Честно говоря, я хотел вообще бежать один, но Ромка все время меня искал и мне было стыдно его бросать, тем более, что он довольно много сделал для моего участия в марафоне: заявка, помог доехать до профилактория, забронировал место… Да и темп вначале был нормальным: по 3:50 – то, что доктор прописал! Ноги бежали сами, дыхание было ровным, с удовольствием прошивались балбесы, которые явно долбанули в своем темпе на полтарашку и уже спустя километр начали хрипеть и тужиться. Мы болтали о том, о сем, любовались замечательным видом, который открывался с моста. Кроме того, на мосту стояли всякие фольклорные коллективы, которые пели песни, частушки и т.п., явно поднимавшие настроение. Немного подпортили впечатления товарищи, бежавшие навстречу (первая петля была небольшая и состояла из забега на мост и возврат на место старта, поэтому какие-то кретины, бежавшие маленькую дистанцию, пятерку, побежали по мосту по встречке, а ведь они сильно мешали марафонцам, так как из-за них приходилось перестраиваться и уходить из небольшого, но всё-же тенька!), но удовольствие от легкого уверенного бега было неизмеримо выше, поэтому жизнь казалась прекрасной, а Омские дороги – родной и любимой колыбельюJ

Однако, увлеченные бегом, мы постепенно наращивали скорость: вот она стала 3:45, вот 3:40 на километр, а Роман всё жег и прибавлял. В какой-то момент я понял, что держаться с Романом смысла нет, т.к. мои мышцы уже работали в неплохом темпе, так что если Ромка готов бежать с такой скоростью, то я ему всё равно ничем помочь не смогу, поэтому я его отпустил, сбавив темп и стал смотреть, как он улетает от меня с каждым шагом. На очередной отметке я посмотрел на отсечку и увидел… 3:30 на км! Вспомнив, что Роман как раз думал – сможет ли он пробежать марафон с таким темпом, я пожелал ему мысленно удачи, а сам приготовился получать удовольствие от трассы и криков болельщиков. Скорость все же осталась на уровне 3:45-3:50, так что я был доволен, понемногу поджирал сдыхающих атлетов и любовался окресностями. Километре на 15-м я вдруг обнаружил желание, чтобы это был уже 30-й J И для сохранения темпа пришлось тратить уже некоторые усилия, но тем не менее, все еще было здорово, пока я не услышал сзади топот и меня не обошел какой-то пацан. Присмотревшись к нему, я понял, что это экиденщик (отличить их было несложно, т.к. в экидене роль эстафетной палочки исполняет яркая лента, которая одевается через плечо) и подумал, что, блин, вот халява, экиден-то! Тут я проявил ум и сообразительность и зацепился за ним, поняв, что поддерживать более высокую скорость за его спиной будет выгоднее, чем бежать медленнее, но одному, т.к. сейчас довольно сильный ветер дул навстречу. Я скрылся за его плечами, всячески поднимая себе настроение, мыслями о своем хитром маневре. Мой тактический ход не остался незамеченным зрителями и они мне похлопали, кто-то сказал «вот хитрец! Молодец!» J Однако мой пейсмейкер начал быстро сдыхать и я вышел вперед, думая, что полидирую километр и снова пущу его вперед. Однако через километр, когда я сделал попытку пропустить его вперед, никто вперед не вышел… «Что такое?» - подумал я, оглянулся и увидел, что коллега-то совсем сдохший! Оказалось, что этап он бежит 5 км, сам он, ха-ха, средневик, и первый километр своей пятерки он пробежал за 3:15, пытаясь достать меня! Таким образом, мне пришлось везти его до самого финиша, где он спуртом ушел от меня метров на 20, а его напарник, негодяй, тоже долбанул со старта, не дав мне никакой возможности зацепиться за ним.

А между прочим, 20-й километр остался позади! Тут я услышал крик Димы «расслабься, кати спокойно» последовал его совету и спокойненько прибежал к отметке 21097.5…

Говорят, марафон начинается после 37-го километра. Что там есть стены, на которые как будто натыкаешься и не можешь сделать ни шага и всё такое. Не верьте, всё это фигня. Если вы не являетесь бюргером с 20-летним стажем, а имеете адекватную подготовку, то никаких стен вам не грозит, а марафон у меня начался после отметки в 21км. Никаких критических стен не было, просто стало неохота бежать, сил стало нужно тратить гораздо больше, мышцы стали болеть и упругость в шаге стала теряться. Так как я не был настроен на борьбу любыми усилиями, то я особо не сопротивлялся усталости и темп мой падал: сначала 4:03, потом 4:08, а потом хоп-па, и 4:30. На этом стремном километре меня обогнала группа женщин-лидеров, затем мужик, затем ещё какой-то пацан и ещё одна женщина. После того, как я увидел свой результат на отсечке, я понял, что так можно и до 6 минут на км дойти, а затем и пойти семечками на базар торговать, и стал вкладываться в шаг побольше. Результат не заставил себя ждать: километры пошли по 4:10-4:15, я догнал женщину, парня, но больше успехов не было. Начался этап, когда нужно было бежать сквозь липкую, вяжущую усталость, одному, перегретому, хотелось пить, до финиша далеко, амбиции остались далеко дома… Короче, несмотря на то, что я осознанно не бежал на свой марафонский максимум, бежать было трудно. Правда, я давал себе поблажку: менял темп бега, пробегая километр-другой  за 4:05, а потом отдыхал (больше психологически) за 4:20. После 25-го километра я уже не жалея терял время на пунктах питания, выливая в и на себя всю 0.5л бутылку воды, при этом, вопреки всему, неплохо прибавляя в скорости. Видимо, то, что я отвлекался от усталости, играло положительную роль, и бег становился энергичнее, свободнее.

Ещё один здоровенный момент: зрители. Боже мой, не знаю - что их заставило придти на трассу и так неистово подбадривать пробегающих спортсменов, причем уже далеко не лидеров, но как я им благодарен – не описать словами. Я не эмо J, но от признательности готов заплакать. Вбегаешь в очередную толпу обессиленным, елё тащишь ноги, а через 30 секунд вылетаешь из толпы, как будто предыдущих километров и не было вовсе! Наверное, от громких криков отвлекаешься от своих локальных проблем, а может, рефлекторно пугаешься, вот и неосознанно прибавляешь. Несмотря на свое плачевное положение, я все время улыбался болельщикам, стараясь, правда, не сильно светить свои плохие зубы J, заигрывал, как мог, с девчонками J, в общем, старался, отдать им хоть немного эмоций, взамен их мощнейшей поддержки. Бегу и думаю: «Что ты скалишься, козел, сил нет, а он тут руками машет!», но скалюсь и машу J

И тут! Хо-хо, знакомые трусы (разумеется, спортивные), и ещё более знакомая манера бега! Это же Александр Алтынцев! Я был в таком шоке, что, боясь, что вдруг он исчезнет, начал явно долбить и сожрал 200 метров, разделявшие нас, за считанные (точнее, конечно, будет сказать: за счетные ;-) ) мгновенья. Это оказался и правда он! Я надеялся, что мы дальше побежим вместе, но коллега не стал цепляться, и мне пришлось бежать опять одному. А через пару километров меня ожидал ещё один сюрприз! Бежалось уже не совсем легко, поэтому я увидел его только в последний момент, краем глаза, когда он уже был вровень со мной – Ромка! На самом деле, хотя, я был, конечно, доволен, что догнал своего напарника, но тем не менее был сильно обеспокоен – ведь то, что я его догнал после того, как он давно исчез из пределов моей видимости, означало, что у Романа возникли проблемы! И правда, он сказал что-то «с головой» - закружилась, наверное, похлопав его по плечу, я его подбодрил, снизил чуть-чуть темп и мы побежали вместе. Вроде Ромка чувствовал себя довольно хреново, но тем не менее бежал, мы болтали, и понемногу повышали темп снова. Я уже стал думать, что на финише придется бороться (ну куда ж без этого!), но… На очередном пункте питания мы стали обливаться, мне опять полегчало, хотя вода была уже тепловата, а Роман вдруг сказав «Опять началосьL» резко отстал. Получается, что всё-таки я помог товарищу, чем смог, но притормаживать больше смысла не имело и пришлось убегать от Романа. Скоро начались самые тяжелые километры: последние 6 км по прямой, правда под горку, но трасса какая-то медленная всё равно, солнышко припекало, желания терпеть не было ни грамма, а зрителей на этом отрезке не было L Правда я был не так уж и плох, о чем свидетельствовало то, что по одному, по два, но спортсмены оставались за моей спиной. Вдруг я увидел какого-то мужика, бежавшего с сумочкой на спине (мешок, в котором шиповки носят), причем он бежал так легко и непринужденно, что я аж обзавидовался. Решив догнать его, я прибавил (а может и не сильно-то прибавил – я ж его и так догонял) и стал его доставать. Он стал оглядываться, и когда я с ним поравнялся, побежал с моей скоростью. Не помню, кто завязал разговор, но поболтали мы с ним очень здорово J Оказалось, что лучшие личные результаты «в молодости» у него на десятке – чуть больше 28 минут, что на шоссе, что на дорожке! Вот это да! Вот кого встретить можно на последних километрах марафона! Кстати, он с Украины, но когда я сказал, что его фамилия наверняка довольно известна, он скромно промолчал. Так что если кто-нибудь знает – кто это мог быть (на вид лет 35 +- 5 ), время то ли 28:06, то ли 28:16 – только не помню – это на дорожке или на шоссе, то скажите пожалуйста J

Но всё хорошее когда-нибудь кончается, и марафон не исключение. Километра за три до конца к нам присоединился Саня, который (естественно) не добежал марафон, и даже не пытался, зато сказал, что щас меня проведет последние километры. На это я отреагировал однозначно и немного резко, указав ему дорогу в известном направлении J так как работать мне все равно не хотелось. Правда, мой новый знакомый незнакомец тоже призывал меня поработать последние километры, но, блин, мне стыдно, но… Отработал я только последние полкилометра. Правда, за это время я успел обогнать Эдуарда Болтовского (частого гостя нашего мемориала Рыцарева), который обошел меня за пару километров до финиша, и ещё нескольких человек. Правда вот время я не посмотрел, так что теперь мой результат, пока не обнародуются протоколы, плавает по различным данным от 2:49 (моя наихудшая оценка) до 2:46 (скорее всего, «брутто» равен 2:47 с копейками).

После финиша долго поедал бананы, апельсины, немного воды (её я успел напиться на пунктах питания J ). Очень классное ощущение – боль в мышцах ног. Такой кайф, что ради него можно в следующий раз и потерпеть побольше J Правда почему-то сидеть на скамейку я сразу не пошел и сидел на ограде, а это было не очень удобно. Затем меня начал бить озноб (в общем, вполне понятная вещь), потом я познакомился с Владимиром Романовым (впечатление совсем не совпало с фотографией J), правда не смог найти Андрея Варакина, мы переоделись и узнали, что Женя Устенко, тот самый специалист 400 и 800м J, бежит марафон! Оказывается, он хотел пробежать в кроссовом режиме 20 км, однако, когда отметка 20 км осталась позади, он подумал, что «а почему бы и нет, бежится-то легко!» и побежал дальше… Наверняка, во всем виноваты болельщики ;-) Тоже испытал массу интересных ощущений, тоже очень рад, что покорил очередную «вершину» и вообще – молодец!

Из негатива можно отметить отдавленный ноготь и легкий тепловой удар, который заставил меня остаток дня проваляться в номере с головной болью и температурой и пропустить церемонию награждения. Ну, конечно, недовольство тренера, который «рассчитывал на 2:40», зато во вторник я уже почувствовал легкость при беге и провел долбежную тренировку, а вот если бы бежал на максимум – черт его знает, чем бы это закончилось.

В общем, по классификации одного бегуна с марафорума, я успешно доказал, что я «не совсем-больной-человек», правда, доказывать, что «я здоровый» (а это значит пробежать 100км) я вовсе не рвусь J

Первую половинку я пробежал примерно за 1:20, вторую, соответственно, на 6-9 минут медленнее. Резервов – куча, например, поесть перед стартом J, не проводить тренировок на развитие скорости накануне марафона J, да и просто, стремление к результату позволило бы держать темп увереннее. Так что, SIM, не прощай, а до свидания J

Спасибо за внимание!

P.S. Выяснилось, что мой брутто равен 2:48:49.